Концептуальные принципы создания и распространения идеологии - Авторский сайт Бориса Татищева

Концептуальные принципы создания и распространения идеологии

 

«Только никогда не мешайте! Никогда-никогда. Это правило важней всего, чему вас когда-либо учили или будут учить».

Первое Правило Учителя.

 

«Писать диссертации – это одна профессия, а создавать работающие программы и системы – профессия совсем другая»

П.Г. Кузнецов

 

Коммуникативистика и Идеология с позиций Концептологии.

Уважаемый читатель, так как данная статья пишется для научного журнала «Современная коммуникативистика», то начать её, очевидно, следует с разъяснения того, какое отношение к «коммуникативистике» имеют концептуальная систематика и идеология.

Для рассмотрения сложившейся в ней на сегодня ситуации мы используем статью из интернета, авторы которой провели обзорный анализ отечественной коммуникативистики, уделяя значительное внимание при этом работам «Московского методологического кружка», руководимого Г.П. Щедровицким.

Начнём с напоминания о том, что «становление и автономизация коммуникативистики как науки (Communication Study, Communication Science) началось» уже «более полувека назад» и что за это время определённости целей, задач и методов её работы достигнуто не было. Хотя можно было бы уже и достичь. Особенно, если учесть, что коммуникативистика «унаследовала огромный объем разнообразных знаний и представлений о коммуникации (Human Communication), накапливавшихся со времен Платона и Аристотеля в самых различных областях интеллектуальной деятельности».

Чтобы упростить нашу задачу, «примем для начала самое нейтральное представление о коммуникативистике как науке, призванной обеспечивать знаниями сферу коммуникации. В качестве интерфейса между ними мыслится некая коммуникативная техника, на которой основывается организация и обучение коммуникации.

Коммуникацией будем считать, как это принято, процессы, центрированные на обмене информацией между различными субъектами деятельности, но подчеркнём, что … открытым остается важнейший вопрос, сводятся ли они к такому обмену».

Последним заявлением «сразу высвечивается важнейшая проблема коммуникативистики: отсутствие онтологической картины изучаемого объекта и его схемы, которая могла бы лечь в основание теории коммуникации».

Кроме того «отсутствует, например, постановка вопроса о соотнесении ключевых понятий коммуникации и диалога.

 «…понятии коммуникация объединяются два типа диалога: формальный, «композиционно выраженный» (Бахтин) диалог-1, который мы понимаем как обмен монологами/информацией, и следующий сократической традиции, «пронизывающий всю нашу жизнь» диалог-2, предполагающий само- и взаимоопределение коммуникантов, задействование в диалоге понимания, рефлексии, мышления … Выключение перечисленных «трудов души» сводит диалог-2 к диалогу-1, значение которого, кстати, тоже не следует преуменьшать».

«…В упомянутых работах Г.П. Щедровицкого и возглавлявшегося им Московского методологического кружка (ММК) можно выделить три важнейших момента.

  1. Построена схема коммуникации как идеального объекта, принципиально отличающаяся от упомянутых выше «моделей» за счёт включения ситуаций участников (у отправителя сообщения одна ситуация, у получателя – другая…
  2. Коммуникация истолкована не как взаимодействие между отдельно взятыми субъектами, осуществляющими собственную интеллектуальную деятельность, а как конституирующая форма организации самой этой деятельности. Работа интеллекта оказывается гораздо более сложной, чем казалось прежде. Среди прочего она представляется не индивидуальной, а коллективной, и лишь проецируется в сознание каждого из действующих лиц, – в том числе, каждого из нас – как, якобы, его отдельное, индивидуальное занятие…

 

Получить безоплатно

Доклад на конференции в Государственном Университете Управления 27.11.2015.

Возрождение исконных смыслов
Бытия Руси - ключевой вопрос
Национальной безопасности России!


Введите ваше имя и рабочий E-mail и нажмите кнопку "ПОЛУЧИТЬ ДОКЛАД"
Никакого спама - ваши данные в безопасности!
close-link

Краткие основы “Жужжалковедения”


или фрагменты
“Энциклопедии народных наблюдений"
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
Псевдо идеи и псевдо элита в новейшей истории.
close-link
Нажмите здесь
0
Пролистать наверх